Принципы работы брокерской компании форекс
На рынке форекс начали прослеживаться нынешние черты в 1971-78 годах с падением Бреттон-Вудской системы. Однако, рынок развивается серьезными темпами, и в 2013 году среднемесячный оборот увеличился более чем вдвое за десять лет. Подобное живому организму, Форекс, развивается и меняется. Со временем видоизменяются шаблоны ведения бизнеса на рынке. Сейчас мы представим основные модели, а также их сильные и слабые стороны.
Ведущих бизнес-моделей на форексе представлено две: агентская модель и модель маркет-мейкера. Под моделью Маркет-мейкера подразумевается внебиржевой рынок, то бишь ордера пользователей обрабатываются в пределах компании. Сами котировки маркет-мейкер берет из банков либо новостных ресурсов, например, Reuters, Dow Jones, Bloomberg. Спред небольшой, и часто обусловленный. У такой бизнес-модели имеется большой минус: очень часто компании однозначно имеют интерес в том, чтобы пользователь потерял собственные финансы. Всем известно, что около 95% трейдеров лишаются своих денег. В свою очередь, убыток пользователя — прямой доход для компании, работающей по этой модели.
Большие компании с чистой репутацией, получившие лицензии авторитетных регуляторных органов, типа MiFID, CySeс либо FCA, проводят сделки без прямого участия дилинга (модель «Non-dealing desk»). Они регулярно проходят проверку на проскальзывание, выставленные цены, сроки исполнения сделок. И профильный регулятор следит: к примеру, в феврале 2014 года FCA обязал выплатить штраф крупного мирового брокера FXCM на небывалые ранее 4 млн. фунтов за «периодичное несимметричное проскальзывание» и неудовлетворительную прозрачность регулятору. В различные годы штрафами облагались популярные фирмы, в том числе, работающие на российском рынке.
Еще один пример, когда брокер прошел регистрацию на Виргинских островах или аналогичных оффшорных юрисдикциях, то здесь нужно быть готовым к разного рода нечестным вариантам работы, например, задержка в исполнении сделок либо трейдинг по нерыночным котировкам. Компании согласны на все, только бы успешный клиент лишился своих денег, поскольку их выигрыш – это непосредственные потери брокера. Договоры с такими компаниями, как правило, составляются таким образом, что выдвинуть претензии вообще невозможно. Российский орган регулирования внебиржевых финансовых инструментов ЦРФИН также встревожен ситуацией в области, он разработал черный список нечестных компаний, в принципе, мошенников. Пожалуй, список имеет только рекомендательный характер, и абсолютно не мешает этим фигурантам работать с новыми клиентами.
Подобного рода компании выстраивают маркетинговую деятельность на слабостях пользователя: для человеческой жадности и лени они заготовили сладкую смесь из бонусов, скорого заработка без каких-либо рисков, а также фиксированной прибыли. Для красоты – фейковые награды – пустышки. Для забавы – эксцентричные запоминающиеся акции, наподобие «сделай тату нашего бренда на теле, и получи награду». Ну и куда же без агрессивной рекламы на всевозможных ресурсах, и не только в интернете, а и в газетах, на радио и даже ТВ.
В свою очередь, агентская модель рынка Форекс, напротив, заключается в выводе всех трейдерских сделок на межбанк с помощью прайм-брокера. Как правило, в качестве прайм-брокера выступает большой банк, к примеру, Morgan Stanley. В то время, когда пользователь нажимает на кнопку Sell либо Buy, его ордер посредствам прайм-брокера переходит в пул ликвидности, на котором банки конкурируют за то, чтобы предложить лучшую цену на полученный запрос (банки имеют прибыль из этих операций). Специальная система, агрегатор ликвидности, отбирает лучшую котировку и посылает ее пользователю форекс-брокера.
Чтобы составить договор с прайм-брокером, работа форекс-брокера должна быть полностью открытой, и ему нужно обладать соответствующими лицензиями от солидных регуляторов. В случае агентской модели спреды постоянно плавающие, так как их передают поставщики ликвидности, а они постоянно отличаются. Форекс-брокер производит надбавку к спреду (маркап), что состоит из оплаты агрегатору ликвидности, прайм-брокеру, и своего заработка. В принципе, компании важен большой объем трейдерских операций, а также длительная работа клиентов на рынке.
Павел Новиков, один из основателей компании FX-Pro, который сегодня работает в роли инвестиционного управляющего, рассказал в одном из своих интервью, что видит будущее ПАММ-счетов непосредственно за теми компаниями, которые предоставляют ПАММ-сервис на агентской модели, в котором нет конфликта интересов между фирмой и потребителем.
Но если агентская форма работа настолько перспективна и хороша, чего бы и другим компаниям не перенять агентскую модель?
Попрощавшись с маркет-мейкерской моделью, компания лишается серьезной части собственного дохода. Смотрите сами: маркет-мейкер получает до $200 за оборот в $1 млн, тогда как агентская модель приносит только $70-80 за аналогичный объем. Так что, дабы функционировать по агентской методике, компания, прежде всего, должна отвечать всем нормам регуляторов, а кроме того, обладать довольно внушительным оборотом, который сможет не просто покрывать имеющиеся издержки, а и приносить прибыль.
Именитые эксперты индустрии видят будущее рынка непосредственно за агентской моделью: это так сказать, более даже этический аспект в подходе к работе со своими клиентами.
Также, большое значение отводится алгоритмической торговли, которая приобретает все большую популярность в отрасли. Благодаря торговым помощникам, частота сделок увеличивается, а значит, и доход форекс-брокера по агентской модели.
Встречается мнение, что в будущем получится объединить все компании в одну цельную ECN-сеть. Тогда сделки трейдеров будут проводиться в общем объединенном пространстве. Сейчас же это очень трудно технологически, индустрия должна преодолеть длительный эволюционный путь.